Седьмое заседание Киевского Клуба «Эволюция»: эпигенетическая теория

Наш Клуб «Эволюция» постепенно выходит на новый уровень. О нас узнают за пределами киевской биологической тусовки. Вот уже второй раз подряд доклад на заседании Клуба будет делать гость издалека. Не из такого далёка, как в прошлый раз, но почти 500 километров — тоже неплохо.

Этим гостем из Харькова будет Дмитрий Шабанов, доцент биологического факультета Харьковского национального университета, зоолог, батрахолог, специалист по безхвостым амфибиям. Пользователям интернета и любителям биологии Дмитрий знаком по научно-популярной колонке в журнале «Компьютерра», которую он у же ведёт много лет, и по его собственному сайту «Батрахос». Чрезвычайно широкий круг научных интересов нашего коллеги включает в себя и проблемы эволюции.

Доклад называется «Эпигенетическая теория эволюции: состояние и перспективы». На предыдущих заседаниях мы уже затрагивали проблемы молекулярных механизмов эпигенетики применительно к эволюции. Это всё новые данные относительно метилирования ДНК и редактирования РНК, которые ждут встраивания в новую теорию. Слово же «эпигенетический» в названии эпигенетической теории отсылает нас не к относительно новой эпигенетике, а к более старому понятию «эпигенез». Эпигенез понимают как развитие организма через взаимодействие исходных задатков, поэтапное развёртывание их, в противовес преформизму — предсуществованию исходной формы с самого начала развития. Понимание эпигенеза как главного процесса онтогенеза создало современные эмбриологию и биологию развития. В рамках изучения эволюции перенос фокуса внимания с частот аллелей генов в популяции на взаимодействие генов-регуляторов путей онтогенеза приводит к эпигенетической теории.

Эпигенетическая теория ставит всё привычное с ног на голову. Не случайные вариации ДНК направляют эволюцию, а уклонения путей развития организмов с одинаковым генотипом создают новые формы. Лишь позже перешедший на новые онтогенетические рельсы организм задним числом подбирает недостающие мутации в генах, производит генетическую ассимиляцию.

В адрес эпигенетической теории сыпется множество упрёков: то она является исключительно российским феноменом, то её подозревают в скрытом ламаркизме, то обвиняют в излишней схематичности и опоре на устаревшие данные, то считают одной из групп постулатов в рамках современного синтеза.

В любом случае, мы думаем, что доклад никого не оставит равнодушным. Есть о чём поговорить и подумать. А для затравки Дмитрий Шабанов предлагает собственное вступление в тему. Вдвойне интересно, что на него тут же успел откликнуться ведущий российский эволюционный биолог Александр Марков.

Приходите в пятницу 29го ноября в Институт физиологии! Вход и дискуссия, как всегда, открыты для всех!