«Эгоистичный ген» Ричард Докинз

25 Грудня 2014 | Олександр

Категорія: Наші проєкти

Теги: , , ,

Від редакції: У новому розділі «Книги» наші автори будуть ділитися своїми враженнями від науково-популярної літератури. А може, й вам захочеться прочитати ці книжки?

Безусловно, самая известная книга британского биолога, эволюциониста, атеиста и просто популярного человека Ричарда Докинза.

Идея «Эгоистичного гена» является переломным этапом в развитии эволюционной биологии и многих других биологических наук. Эта идея даёт возможность совсем по-новому взглянуть на теорию эволюции. И этот новый взгляд открывает значительно более глобальное понимание сути эволюции жизни чем любые теории, которые господствовали ранее.

Ген позиционируется как дискретная единица естественного отбора. Другими словами — отбор идёт не на уровне популяций или организмов. Он идёт на уровне генов. И если эволюционные интересы генов не совпадают с интересами группы или отдельного организма, то в таком случае отбор будет смело ими пренебрегать, способствуя лишь интересам генов преуспевающих в саморепликации. Хорошим подтверждением этой теории является наличие противостояния генов внутри одного и того же генома. Также не стоит забывать про эволюционные гонки паразитов и хозяев, полов, родителей и детей и т.д. Все эти процессы, а также любые, на первый взгляд странные формы поведения организмов такие как альтруизм, имеют под собой базис эволюционных интересов эгоистичных генов. Эволюция — изменение частот генов в популяции. Гены — эгоистичные репликаторы, которые готовы на всё ради повышения интенсивности самокопирования. И отбор благоприятствует лишь тем, которые копируются успешнее остальных. В этом и есть вся суть жизни на Земле и основа любых явлений наблюдаемых в живой природе.

Также в книге описана ещё одна форма эгоистичных репликаторов — мемы. Мемы — единицы культуры (идеи), которые распространяются через человечески мозги, точно также как гены через геномы отдельных организмов. У мемов есть свои мемплексы и мемофонды. И меметика на данном этапе её развития уже стала довольно значимой дисциплиной, которая описывает процессы эволюции культуры, религии, политики и общественного сознания.

Книга отличная, но автор немного переборщил с этологическими примерами. Ну поскольку Докинз этолог, то ему простительно, но всё же иногда эти примеры слишком громоздкие и
придают книге небольшую сложность. Примеры из молекулярной биологии были бы уместнее в контексте идеи об эгоистичных генах, но Докинз, увы, не молекулярщик.

Ещё один её минус — книга, как ни крути, 1976 года выпуска и потому некоторая часть информации уже сильно устарела. Но сама идея актуальная и поныне и чтоб её понять непременно нужно прочитать эту книгу.

Оценка 9/10

Советую прочитать эту книгу всем, кто хочет ознакомиться с переломными этапами в развитии эволюционной биологии в частности и биологии вообще. Также она будет интересна всем, кто только начинает ознакамливаться с эволюционной теорией и хочет понять её суть в глобальных масштабах. Книга будет полезна всем биологам, а также тем кто просто интересуется наукой. Нельзя забывать о том, что она является значимой также в контексте истории науки. Приятного чтения.