«Расширенный фенотип» Ричард Докинз

20 Січня 2015 | Олександр

Категорія: Наші проєкти

Теги: , ,

Вторая по известности и значимости книга Ричарда Докинза. Она содержит изложение второй из двух необычайно интересных концепций автора — концепции расширенного фенотипа.

Идея расширенного фенотипа представляет собой новый взгляд на соотношение организма и среды. В контексте этой концепции, любой эффект среды, на который косвенно влияют гены является частью их фенотипа. А поскольку среда бывает как абиотической, так и биотической, расширенным фенотипом можно считать как плотину бобра, так и тело хозяина паразита. Мозг бобра эволюционирует. Именно по этому эволюционируют и плотины, которые строит бобёр. Естественный отбор может воздействовать на плотины и благоприятствовать лишь тем бобрам, чьи плотины лучше способствуют их выживанию и увеличению репродуктивного успеха. Естественный отбор видит только фенотип, и в данном случае это условие соблюдается. С таким-же успехом тело хозяина является расширенным фенотипом паразита, так как паразит его использует в своих целях. А значит это тело в какой-то мере используется для репликации не только генами самого хозяина, но и генами паразита. Эта концепция стирает грань между организмом и средой. Не важно, что термитник физически обособлен от тела термитов. Он всё-равно является расширенным фенотипом квазитетраплоидного генотипа совокупности термитов (поскольку все термиты одного термитника являются потомками одной пары, то их генотип — лишь разные комбинации генотипов двух диплоидных организмов). Важно смотреть на эту концепцию с позиций концепции эгоистичного гена. Это даёт нам возможность чётко понять, что расширенный фенотип является комбинацией эффектов разных генов, а не следствием деятельности организма. Обособленность индивидуального организма и значимость его как дискретной единицы становятся не такими уж однозначными характеристиками в свете концепции расширенного фенотипа.

Вот эта книга мне по-настоящему понравилась. Собираюсь её перечитать ещё не раз. Почти всю книгу автор готовит читателя к восприятию своей идеи и в самом конце оправдывает эти ожидания потрясающей концепцией, которая переворачивает мировоззрение с ног на голову. В двух словах про расширенный фенотип сказано и в новых изданиях «Эгоистичного гена», но это не сравнить с полномасштабным изложением концепции в этой книге. Сама концепция является лишь новым взглядом на давно известные вещи, но этот взгляд является революционным и заставляет совершенно по-новому посмотреть на окружающий мир. Актуальность книга не потеряла и поныне.

Оценка 10/10